@ARTICLE{26543118_99472087_2012, author = {С. А. Дружилов}, keywords = {, послереволюционный период, высшая школа, политический террорпреподаватели университетов}, title = {Трагедия отечественной высшей школы в период послереволюционной разрухи}, journal = {Вопросы образования}, year = {2012}, number = {3}, pages = {241-257}, url = {https://archive_vo.hse.ru/2012--3/99472087.html}, publisher = {}, abstract = {Дружилов Сергей Александрович — кандидат психологических наук, профессор кафедры автоматизированного электропривода Сибирского государственного индустриального университета (Новокузнецк). Эл. адрес: druzhilov@mail.ruАдрес: Россия, 654007, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Кирова, д. 42.Описывается положение вузовской и научной интеллигенции в первое десятилетие после октябрьского переворота 1917 г. Интеллектуальный слой российского общества стал объектом политического («красного») террора. Плачевное положение высшей школы усугублялось разрухой в стране. Наиболее трагические последствия имело резкое сокращение финансирования вузов, что привело к катастрофическому ухудшению материального положения преподавателей. Показано, что переход к НЭПу предотвратил гибель российского высшего образования, которая казалась неизбежной к концу 1920 г. вследствие крайне тяжелого экономического положения в стране. Финансирование вузов стало быстро расти: увеличилась реальная зарплата преподавателей; возобновились закупка оборудования, отечественной и иностранной научной литературы, а также заграничные командировки.В то же время отступление от принципов военного коммунизма в экономике сопровождалось беспощадным подавлением любых оппозиционных настроений. Обеспечение лояльности интеллектуального слоя начиная с 20-х годов рассматривалось политическим руководством страны в качестве одной из важнейших задач. Описываются обстоятельства репрессивной операции, получившей в отечественной истории название «философский пароход». Анализируется численность преподавателей вузов и студентов накануне начала индустриализации страны.Период некоторой стабильности в системе высшего образования продолжался до 1926 г. В этот период была заложена база для дальнейшего развития высшего образования в нашей стране. }, annote = {Дружилов Сергей Александрович — кандидат психологических наук, профессор кафедры автоматизированного электропривода Сибирского государственного индустриального университета (Новокузнецк). Эл. адрес: druzhilov@mail.ruАдрес: Россия, 654007, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Кирова, д. 42.Описывается положение вузовской и научной интеллигенции в первое десятилетие после октябрьского переворота 1917 г. Интеллектуальный слой российского общества стал объектом политического («красного») террора. Плачевное положение высшей школы усугублялось разрухой в стране. Наиболее трагические последствия имело резкое сокращение финансирования вузов, что привело к катастрофическому ухудшению материального положения преподавателей. Показано, что переход к НЭПу предотвратил гибель российского высшего образования, которая казалась неизбежной к концу 1920 г. вследствие крайне тяжелого экономического положения в стране. Финансирование вузов стало быстро расти: увеличилась реальная зарплата преподавателей; возобновились закупка оборудования, отечественной и иностранной научной литературы, а также заграничные командировки.В то же время отступление от принципов военного коммунизма в экономике сопровождалось беспощадным подавлением любых оппозиционных настроений. Обеспечение лояльности интеллектуального слоя начиная с 20-х годов рассматривалось политическим руководством страны в качестве одной из важнейших задач. Описываются обстоятельства репрессивной операции, получившей в отечественной истории название «философский пароход». Анализируется численность преподавателей вузов и студентов накануне начала индустриализации страны.Период некоторой стабильности в системе высшего образования продолжался до 1926 г. В этот период была заложена база для дальнейшего развития высшего образования в нашей стране. } }